Если верить официальной статистике, то количество героиновых и опиумных наркозависимых в Челябинске становится меньше. А вот что касается тех, кто подсел на психотропные вещества (спайсы, различные соли и т.д.), то здесь особо радоваться нечему — тенденций к снижению нет и, похоже, не предвидится.
При этом, как отмечают специалисты, если от употребления героина человеческий организм разрушается постепенно, то психотропные наркотические вещества способны убить за короткий срок. Как следствие — зависимый очень быстро доходит до точки невозврата, когда все физиологические процессы становится необратимы. Но самое страшное, что за последние годы наркомания значительно «помолодела». Все чаще к наркотикам проявляют пристрастие подростки 14-16 лет.
Что касается лечения от наркомании, то оно давно стало делом довольно прибыльным, хоть и весьма закрытым. В Челябинске, как и во многих других мегаполисах, немало деревьев и столбов, увешанных объявлениями и предложениями сомнительного содержания, которое обещает полное и быстрое излечение от наркотической зависимостей, а также дают стопроцентные гарантии — таким объявлениям руководитель Ассоциации «Южный Урал без наркотиков» Евгений Цибарт советует не доверять и обходить их стороной.
По официальным данным Министерства юстиции Челябинской области за прошлый год, на территории региона зарегистрировано порядка 30 реабилитационных центров для наркозависимых, но лишь пять из них на сегодняшний день состоят в Ассоциации «Южный Урал без наркотиков». Более того, каждая числится в региональном реестре некоммерческих организаций, прошедших квалификационный отбор специальной межведомственной комиссией. К слову, включение в региональный реестр НКО — обязательное условие для принятия в Ассоциацию «Южный Урал без наркотиков».
Сама Ассоциация была создана в 2015 году при непосредственном участии действующего тогда Управления Федеральной службы по контролю за незаконным оборотом наркотиков России по Челябинской области. Именно УФСКН региона на тот момент взяло на себя обязательство по курированию работы и оказанию всяческой поддержки вновь созданной структуре. Но, несмотря на то, что ведомство было реструктуризировано, работу Ассоциации удалось сохранить. Более того, на сегодняшний день налажено тесное сотрудничество с администрацией города Челябинска, полицией, министерством социальных отношений и областным минздравом, областной наркологической больницей и рядом общественных организаций.
— Создание такого объединения — попытка консолидировать усилия в решении проблемы распространения наркомании, — пояснил Евгений Цибарт. — Обеспечить прозрачность в работе реабилитационных центров для наркозависимых. Ведь, чего греха таить, среди подобных учреждений немало таких, которые работают исключительно с коммерческой целью. Более того, некоторые из них не считают нужным регистрироваться, а потому есть большие вопросы к уровню компетентности их сотрудников, к методам их работы. Именно поэтому я глубоко убежден, что данная сфера требует жесткого регламентирования на законодательном уровне, кроме того, должно быть определено ведомство, которое будет курировать эту сферу.
По мнению Евгения Цибарта, контроль со стороны государства поможет упорядочить деятельность реабилитационных центров для наркозависимых, сделать их работу прозрачной и понятной. Кстати, в последние несколько лет этот вопрос пытаются решить в том числе на федеральном уровне.
Болезненная зависимость
— Наркомания уже давно признана медицинским сообществом болезнью, — заметил Евгений Цибарт. — В процессе употребления наркотиков в человеческом теле происходят страшные изменения: разрушаются все личностные сферы, нарушается биохимия мозга, ломается психика. Пусть звучит несколько высокопарно, но это болезнь не только тела, но и души, и разума. Именно поэтому нужна всесторонняя комплексная работа. Даже если человек для себя решил «завязать» с употреблением наркотиков, сделать это самостоятельно ему не под силу. Да, он может продержаться какое-то время, но, практика показывает, что, находясь в том же социуме, подвергаясь тем же соблазнам, шансов на исцеление у него практически нет. Наркотическую зависимость можно побороть лишь при огромном личном желании, сильной мотивации, поддержке близких и профессиональной сторонней помощи.
Как правило, первыми за помощью к специалистам обращаются родные наркозависимых: в 80 процентах случаях в Ассоциацию «Южный Урал без наркотиков» приходят или звонят на телефоны горячей линии родители наркозависимого человека, кто-то из супругов. В этом случае работа начинается именно с ними.
— В самом начале реабилитационной работы важно донести до родных, что такое реабилитация, как уговорить пройти курс наркозависимого человека, — добавил Евгений Цибарт. — Ведь, как правило, страдающий от болезни человек не признает ее наличие, именно поэтому крайне редко за посторонней помощью обращаются сами наркозависимые. Среди них очень маленький процент тех, кто действительно осознал свою проблему и хочет излечиться и вернуться к нормальной и полноценной жизни. А между тем, признание наличия зависимости — самый важный, пожалуй, первоочередной этап. Поскольку от этого зависит мотивация, а значит и результат лечения.
Немалый процент успешного исцеления зависит и от правильного отношения родных к процессу реабилитации, от их здоровой поддержки и понимания. Именно поэтому, по словам Евгения Цибарта, важно работать в формате групповой семейной терапии. Увы, но порядка 40 процентов таких семей изначально не идут на контакт. И, чтобы переломить ситуацию, специалистам реабилитационных центров приходится крайне деликатно объяснять родным наркозависимого, что в лечении должно принимать участие в том числе близкое окружение, ведь если в процесс реабилитации вовлекается семья, то и шансы на исцеление наркозависимого заметно повышаются. Нередко психологам реабилитационных центров, входящих в Ассоциацию «Южный Урал без наркотиков», приходится заново учить семью общению, выстраивать когда-то потерянные взаимосвязи.
— Кроме того, важно понимать, если человек страдает от какой-либо зависимости, значит, у него есть нерешенные проблемы, от которых он таким образом просто хочет уйти, — обратил внимание руководитель Ассоциации «Южный Урал без наркотиков». — Если разбираться с точки зрения клинической психологии, то многие проблемы родом из далекого детства либо приобретенные в результате каких-либо жизненных ситуаций, трудностей. А значит, все они также требуют проработки. Как бы там ни было, мы никогда и никому не даем 100-процентных гарантий. Я уверен, что надо обходить стороной те центры, где такие гарантии даются. Ведь результат лечения зависит от многих факторов, самый важный из них — наличие желания самого реабилитанта.
Любопытно, но за годы работы с наркозависимыми Евгений Цибарт обратил внимание на одну закономерность: чем образованнее наркозависимый, тем сложнее с ним работать.
— Дело в том, что очень образованные люди всегда пытаются найти всему объяснение, — поясняет руководитель Ассоциации. — В том числе своей наркотической зависимости. Причем рассуждают они, как правило, очень здраво, логически старясь выстроить всю цепочку взаимосвязей. Но это всегда говорит лишь об одном: о непринятии своей проблемы. В конечном итоге, оказывается, что виноват кто угодно — государство, супруга, родственники, работа, обстоятельства, жизненные неурядицы, но только не сам человек. Это полное отрицание ответственности за собственную жизнь.
Запретный плод
Тема наркотиков сегодня одна из самых муссируемых в нашем обществе. Но стоит ли о ней говорить откровенно с подрастающим поколением — вопрос спорный. По мнению Евгения Цибарта, умалчивать о наличии проблемы не стоит.
— Однако надо понимать, что в подростком возрасте личность полностью еще не сформирована, — заметил глава Ассоциации «Южный Урал без наркотиков». — Психика подвержена влиянию, в том числе пагубному. Поэтому говорить с детьми, подростками, молодежью на такие темы надо крайне аккуратно. Здесь важен высокий уровень компетентности человека, который пытается донести до подрастающего поколения информацию о степени опасности наркотиков, а также сам способ ее подачи. Если ребенку категорически запрещать что-то, то у него наоборот будет появляться желание попробовать то, что нельзя. Ведь запретный плод, как ни крути, всегда сладок. А потому здесь важна серьезная профилактическая работа. На мой взгляд, самая лучшая профилактика — демонстрация успехов других людей в спорте, учебе, карьере. При этом нужно очень аккуратно говорить с подростками о тех жизненных ловушках, в которые они могут попасть.
Добавим, что Ассоциация «Южный Урал без наркотиков» в своей деятельности делает ставку и на профилактические методы. Так, силами некоммерческой организации проводится спортивные турниры по футболу. Принять участие в состязаниях могут те, кто когда-то успешно прошел курс реабилитации. Кроме того, проводятся круглые столы, на которых поднимаются проблемы не только наркомании, но и интернет-зависимости, суицидов и т.д.
Также успешно реализуется проект «Школа консультанта», в рамках которой проводятся обучающие семинары для психолого-социальных работников реабилитационных центров, входящих в состав Ассоциации «Южный Урал без наркотиков».
Немного статистики
5 361 наркоман за прошлый год был официально зарегистрирован по Челябинской области;
2 573 наркоман в прошлом году был зарегистрирован на территории Челябинска;
56 процентов от общего количества выявленных наркоманов за прошлый год употребляли психотропные вещества;
7 процентов — опиумные и героиновые наркоманы.
За первое полугодие текущего года было выявлено 59 процентов наркозависимых от психотропных веществ и 7,4 процента выявлено героиновых и опиумных наркозависимых.
32 подростка было официально поставлено на учет в областной наркологической больнице за 2017 год;
28 наркозависимых подростков официально зарегистрировано за первое полугодие 2018 года.